Профессиональная непригодность - одна из причин профессионального выгорания, о которой крайне редко упоминают.

Существует такое понятие как «профнепригодность», когда человек выбрал профессию, к которой у него нет выраженных задатков, способностей, определенных психологических и психофизиологических особенностей. Помимо знаний и навыков, нужных для определенной профессии дизайнеру нужно уметь хорошо рисовать, психологу быть эмпатичным, спортсмену выносливым. Если выбранная профессия не совпадает с нашими особенностями, можно профессионально выгорать.

Идеальная профпригодность - это про три пункта:

1. Интерес, желание к профессии

2. Совместимость профессии и личностных особенностей, когда можешь выполнять обязанности, поставленные задачи

3. Видишь смысл в своей работе, доволен результатами

Например, как можно оказаться профессионально непригодным в медицине. Понимание обычно приходит на практике. Недостаточно одного интереса к профессии, рабочие процессы шире наших интересов. Ночные смены изматывают, смотреть на страдающих людей чувствительному и эмпатичному человеку довольно непросто. Так личные качества и психофизиологические особенности не соответствуют профессии. Психическая энергия тратится на бесконечное обдумывание рабочих моментов и переживания. Мысли о работе не отпускают почти никогда. Можно терпеть, заставлять себя, менять работу и новое место увлечет на время, верить в то, что с работой все Oк, а с нами нет - это удерживает от перемен. Выгорание бывает настолько сильным, что человек начинает ненавидеть работу, себя, просыпается уже несчастливым человеком. Настроение начинает обратный отсчет к нулю от одной мысли «выполнять работу».

Понимая причину, отталкиваясь от нее, выгорание можно предупредить или вовремя обратить внимание на первые признаки. Вовремя прислушавшись к своим эмоциям, ощущениям, мыслям в процессе работы, на профессиональное выгорание можно посмотреть с другой стороны. Как на хорошую возможность понять свои способности, особенности, ограничения и возможность выбрать профессию или специализацию, которая подходит. К примеру, разрабатывать дистанционные методы обучения педагогу, увлечённому педагогикой, но не особо любящему общаться с детьми или не достаточно терпеливому.